В предыдущей статье, мы уже рассказывали, что во времена, когда в Мире не было стабильности, и в Ikole Aye (Земля) воцарился Хаос. Orunmila консультировался с Olodumare, через священный оракул Ifa, и ему было предписано сделать жертвоприношение, и отправиться на Небеса, чтобы просить помощи у Orisa Edan, которая снизойдя на Землю, используя свое ASE, установила Порядок, Закон, Мир и Стабильность. После исполнения своей миссии Edan, должна была вернуться в обитель Irunmole, но прежде она установила «надзорный орган» состоящий из авторитетных, преданных, правдивых, дисциплинированных и связанных Священной Клятвой старейшин, который она назвала OGBONI.
В кубинской диаспоре сохранилась древняя легенда, изложенная в odun Ofun Meji, в которой рассказывается, что в начале времен Iyaami - Великая Мать, родила 16 детей. Два первых сына были названы: «Оgbo» (Yeye) и «Оni» (Yoyo), когда они подросли между ним произошел разлад и они начали воевать друг против друга, сея раздор и принося беспорядки. Видя, что вражда ее сыновей грозит ввергнуть мир в пучину Хаоса, Iyaami заставила их заключить мирный договор братства, и поклясться перед ее священным амулетом «Edan», что между ними более никогда не будет вражды и разногласий. Таким образом, появилось первое тайное общество в мире, которое было названо в честь двух братьев: «Оgbo» и «Оni». Эта история объясняет традицию помещать ритуальный жезл «Edan» в горшок со святынями Iyaami.
Общество Ogboni - это братство зрелых, уважаемых, мудрых и святых людей, являющихся образцом безупречного поведения, которые искренне стремятся сделать этот мир лучшим местом проживания для человечества, поддерживая высокий уровень нравственности среди своих членов и способствуя миру на земле, основываясь в своей деятельности на нормах искренности, истины и дисциплины.
Братство Ogboni, за свои высокие моральные устои, получило уважение и восхищение со стороны людей, решительно стоящих за мир, честность и правду во всем на этой земле. Следующие священные стихи Ogboni не только напоминают нам о наших обязательствах перед собой, нашими братьями и сестрами, но и заставляют нас сознавать, что не следует терять мужество и стойкость, необходимые для поддержания истины, справедливости и мира на земле:
Iya Aye (Edan) сдержала свое слово в Ake
Она так же сделала свою работу в Oko
До ее великого пришествия в Orangun в дом Ogboye
Даже если наши глаза, не видят наших слов, они должны быть неизменны
Дети Ile (Мать и Хранительница земли, Edan), услышьте!
Дети Ile, примите истину о том, что тот, кто творит зло, не будет процветать
Дети Ile, примите истину: не делайте зла, чтобы вы могли процветать
Оgboni – это наиболее популярное название культа, но в таких местах, как Ijebu у и земли Egba, оно называется – Osugbo. Принято считать, что слово «Оgboni» происходит от двух слов «OGBON» и «ENI», означающих «тот кто является мудрецом / зрелым пожилым человеком». Название «Osugbo», в свою очередь, также происходит от двух слов «OSU» и «GBO», означающих «голова старого человека».
Как социальный институт общество Ogboni было наделено правами формировать, поддерживать и исполнять божественные законы. Старейшины, имели прямой доступ к Alafín («хозяин дворца» - старший над всеми другими царями йоруба, власть которого была ограничена только Oyó-Mesi), а так же были наделены высокими полномочиями проверки Oba (царя) при избрании на должность. Oyó-Mesi (совет крупнейших сановников из семи человек) - не мог принимать важные решения без поддержки общества Оgboni. Мнение старейшин общества Оgboni уважалось и приравнивалось к мнению народа, и поддерживалось всей полнотой религиозной власти.
Функции общества Оgboni варьировались от духовной до политической и судебной формы поддержания порядка и сохранения традиций. Общество имело свой храм «Iledi» и сложную внутреннюю иерархическую структуру:
Все члены общества в любой момент могут поменяться местами, за исключением «Оluwo», который может быть замещен только своим помощником - «Apena». Все члены братства Оgboni - клянутся в верности и любви, и принимают на себя обязательства беспрекословно помогать друг другу в любой жизненной ситуации, вне зависимости от занимаемого ранга в структуре культа.
Изначально общество Ogboni не было закрытым культом, его члены были известны и уважаемы всеми, будучи представителями различных слоев общества, будь то торговля, сельское хозяйство, медицина, жречество и т.д. Таким образом, группа старейшин представляла элиту общества, на которую равнялись рядовые граждане, которая не словом, а делом являла пример для подражания. В широком смысле Ogboni - это любой человек, чтящий и следующий заветам Orisa Edan. Однако чтобы стать членом братства претендент должен был пройти сложную процедуру инициирования, включающую в себя этапы духовного очищения, изучения особого внутрикультового языка, освоения тайных знаний, и как итог принятие клятвы и кодекса поведения.
Члены братства Оgboni, являясь «omo Oshin» (детьми господина религии) ежедневно изучают ритуалы и церемонии, повышают свой духовный уровень, устраняя из своих чувств все недостатки, которые низводят человека до уровня животного. Как уже писалось выше «Оgboni» имеют внутренний язык, слова которого способны активировать различные энергии структурирующие наличную реальность необходимым для них образом.
Быть Оgboni - значит быть лучшим из лучших. Это значит быть образцом безупречности, надежности и смирения. Быть Оgboni - значит не иметь и тени сомнения, в своем следовании божественному завету Orisa Edan и делать то, что должен, вне зависимости от обстоятельств. Быть Оgboni - значит проявлять инициативу и нести всю полноту ответственности. Быть Оgboni - значит делать то, что правильно ради любви к Истине, а не ради сиюминутной выгоды или мимолетной славы. Быть Оgboni - значит находиться в согласии и равновесии с самим собой и окружающим миром.
Прохождение формальной инициации, не сделает вас настоящим Оgboni! Оgboni – это не социальный статус, важно не то, что люди вас называют Оgboni, а то, что Edan принимает вас, как одного из ее истинных, преданных и смиренных детей. Все, что сделала Orisa Edan, было наполнено грациозностью, достоинством и божественной властью. Не через обряды и ритуалы Edan изменила этот Мир, а через божественную благодать, манеры, разум и поведение. Великая Мать Edan своими манерами, характером и поведением завоевала уважение, доверие, любовь и послушание всех искренних и добрых сердец этого Мира. Отличительной чертой подлинного Оgboni , является сдержанный характер, добродетель и беспристрастность, которые он практикует. Формальный титул, внешнее подражание и поверхностное следование протоколу поведения не сделает вас Оgboni, вне зависимости от вашего возраста или социального статуса. Edan отдала свою любовь, жизнь и преданность человечеству. Чтобы стать Edan, вы должны посвятить свою жизнь исполнению Божественной воли Edan, вы должны стремиться всеми своими силами, способностями, действиями и средствами распространить призыв и знание Edan среди всех народов мира. Вот что значит быть Ogboni.
Оgboni – это образ мыслей и стиль жизни. Вы Оgboni – 24 часа в сутки или вы не Оgboni. Все, кто говорят иное в лучшем случае лукавят или обманывают вас. Ogboni - это не бизнес. Ogboni - это не элитарный клуб по интересам. Оgboni -это божественное и священное призвание.
Меня зовут Дмитрий, мое имя в традиции Ifa Orisha - Awo Ifa Oma, в традиции Palo Monte - Tata Lucero Mundo.
Я исследователь, писатель, практик, имеющий инициации в различные мистические культы нашей планеты. Многие годы своей жизни я посвятил возрождению исконной веры славянских предков, входил в жреческий совет Московской славянской языческой общины (МСЯО). Занимался популяризацией идей славянского язычества. В конце 90-х, начале нулевых, неоднократно принимал участие в многочисленных этнографических экспедициях, где изучал наследие сибирских шаманов и деревенское чернокнижие.
В поисках «настоящей» непрерывной традиции, попал на остров Свободы - Кубу, где прошел жреческие инициации в культы Ifa Orisha и Palo Monte, став Awo ni Orunmila в традиции Ifa Orisha и Tata Nganga Ndibilongo в Regla Kimbisa SCBV.
Автор книг «Навий шлях» (2001) и «Kimbisa. Дорогами древних богов» (2023), а так же глава одного из старейших российских домов крусадо афро-кубинских традиций Ifa Orisha (Ile Olorun) и Palo Kimbisa (Munanaso Nsulu).