БЛОГ: Palo Monte


Palo Monte и Христианство

Palo Monte и Христианство

На сегодняшний день мы можем абсолютно достоверно говорить о том, что процесс частичной христианизации Palo Monte, в странах Латинской Америки, необратим. Мы можем также отметить, что при этом современное Palo Monte лишено синкретизма. Как же стало возможным, чтобы два взаимоисключающих утверждения были верны одновременно? Все достаточно просто.

Многие palero, воспитанные в рамках традиционной школы, попросту не делают различие между христианским Богом и Богом Palo - Nzambi. А также между христианскими святыми и Nkisi. Таким образом, многие практикующие ngangulero являются одновременно и глубоко верующими католиками. И этот факт не вызывает у них никакого внутреннего противоречия. Их соседи, к примеру, не приобщенные к афрокультам и являющиеся исключительно прихожанами церкви могут относится к ним по разному: от полного неприятия до абсолютной терпимости. Но, как бы то ни было, это совершенно не оказывает влияния на мировоззрение самих palero.

Процесс христианизации bantu был начат еще на территории Congo, когда государство пыталось выстроить взаимовыгодные торгово-экономические отношения с представителями западного мира. Как следствие, власти вполне лояльно относились к факту насаждения новой веры и к постройке церквей. Представители коренного населения должны были как-то объяснить себе основные составляющие новой религии и, двигаясь по пути наименьшего сопротивления, они поставили знак равенства между понятиями, имеющими различное культурное происхождение, но близкими по своей сути. Таким образом, на сегодняшний день мы имеем около десятка поколений жрецов Palo, которые искренне не видят смысла в попытках отделить одно от другого.

Как известно, язык во многом отражает миропонимание народа. Для последователей Palo Monte таким языком является KiKongo. В доказательство всего вышесказанного обратимся к терминологии.

Главную силу, поддерживающую и управляющую всем миром, bantu называли Nzambi. В настоящее время этим же термином palero может назвать Христа. Данный факт имеет место в некоторых церемониях.

Следующий термин, использующийся в среде palero и также отражающий тесное переплетение традиционных верований с христианством, это Nzo Nzambi. Дословно это словосочетание переводится как "Дом Бога". Неудивительно, что именно так bantu стали именовать католический храм. Его также называли Nzo Nkisi. Термин Nkisi имеет множество значений. Изначально bantu обозначали этим словом шаманский фетиш, но позднее оно приобрело также и значение "дух мертвого". Таким образом, словосочетание Nzo Nkisi можно приблизительно перевести как "дом фетишей" или "дом духов мертвых". Первый вариант прекрасно иллюстрирует обилие различных статуй в католическом храме, которые являются объектами почитания и, как следствие из этого факта, вполне могут называться фетишами. Второй же вариант также легко объяснить, если вспомнить о том, что те святые, образы которых и почитают в церкви, были некогда людьми, а сейчас являются теми самыми духами мертвых.

Далее, весьма интересно рассмотреть термин, обозначающий в Palo Monte святую воду. Существует по крайней мере две его разновидности: Lango Nzambi и Lango sambe. Первый пример дословно переводится как "вода Бога". Второй пример содержит искажение слова "благословение", которое на KiKongo выглядит как nsambu. Именно оно с течением времени превратилось в sambe. Таким образом, Lango sambe дословно переводится как "благословенная вода", то есть вода, над которой произвели некое ритуальное действие, наполнив ее позитивной энергией.

Рассмотрим последний пример. Речь пойдет о голубе, которого в Palo Monte и по сей день называют Nsuso Nzambi - "птица Бога". Этот нюанс также прекрасно резонирует с христианством, поскольку, как мы помним из Евангелия, Святой Дух сошел в ходе крещения на Христа как раз в виде голубя.

Подобных примеров можно привести очень много. И не только лишь рассматривая используемую в Palo терминологию. Схожие моменты встречаются и в литургии и в графической магии. В настоящее время о таком симбиозе можно говорить как о сложившемся факте. Трудно дать объективную оценку данному явлению. Кто-то скажет, что христианство облагораживает Palo. Кто-то же решит, что древние верования не нуждаются в подобной деформации. Но бесспорным остается одно единственное утверждение: христианство породило всю современную нам западную культуру и систему ценностей. А значит и оно является частью прекрасной мозаики этого многообразного мира.



ОБО МНЕ

Всегда сложно писать о себе, но иногда нужно…

Меня зовут Дмитрий, мое имя в традиции Ifa Orisha - Awo Ifa Oma, в традиции Palo Monte - Tata Lucero Mundo.

Я исследователь, писатель, практик, имеющий инициации в различные мистические культы нашей планеты. Многие годы своей жизни я посвятил возрождению исконной веры славянских предков, входил в жреческий совет Московской славянской языческой общины (МСЯО). Занимался популяризацией идей славянского язычества. В конце 90-х, начале нулевых, неоднократно принимал участие в многочисленных этнографических экспедициях, где изучал наследие сибирских шаманов и деревенское чернокнижие.

В поисках «настоящей» непрерывной традиции, попал на остров Свободы - Кубу, где прошел жреческие инициации в культы Ifa Orisha и Palo Monte, став Awo ni Orunmila в традиции Ifa Orisha и Tata Nganga Ndibilongo в Regla Kimbisa SCBV.

Автор книг «Навий шлях» (2001) и «Kimbisa. Дорогами древних богов» (2023), а так же глава одного из старейших российских домов крусадо афро-кубинских традиций Ifa Orisha (Ile Olorun) и Palo Kimbisa (Munanaso Nsulu).