Мы не ставим целью в этой короткой статье рассказать обо всех Rama Palo Monte, которые существуют на сегодняшний день, скорее мы хотели вычленить базовые, на основе которых выросло множество ветвей могучего и прекрасного дерева имя которому - Palo Monte.
Эта Rama, является порождением афро-кубинских новаций в традиционном мире Palo Monte. Изначально Brillumba является порождением Mayombe, хотя на сегодняшний день многие из домов Mayombe, на самом деле не являются чистым Mayombe, а представляют из себя «cruzado» c Briyumba, и содержат в себе те или иные элементы Briyumba, которую принято считать «хитроумной технологией» для создания Nkisi. Такой синкретизм, идет на пользу Palo, позволяя palero легитимно расширять свою практическую базу и достигать максимального эффекта от своих действий. Самоназвание «Brillumba» происходит от конголезского слова «Krillumba», что означает «череп». Отличительной чертой Brillumba является наличие акцента на работе Nfumbe. La regla Brillumba использует кости Nfumbe в своих fundamentos. Бытует мнение, согласно которому Rama Brillumba рождается в KUNANCIETO, т.е. имеет исходное африканское происхождение. Какой именно была эта линия тогда, достоверно неизвестно. Однако старые Конго говорят, что именно представители Brillumba были первыми, кто выдвинул концепцию о необходимости помещения Nfumbe в Nganga. Тем самым представители Rama Brillumba заложили фундамент современного Palo Monte. Довольно распространено мнение, что Briyumbero относятся к «caminos» (дорогам) prenda, например «Siete Rayos Tronco Palma», что означает Nkisi живущего в стволе пальмового дерева. И таких названий внутри Rama Briyumba великое множество: Brillumba Kalunga Munansambi, Vititi Congo, Vence Guerra Viramundo, Vence Guerra Acabamundo, Kijenco и т.д.
Согласно истории, это ответвление появилось, когда семь Tata из Brillumba объединили свои Nganga, чтобы создать Nsasi Ndoki. Эта Rama, за последние годы значительно выросла и приобрела широкую известность.
Пожалуй, одна из самых традиционных ветвей Palo Monte. Отличительной чертой Rama Palo Mayombe, принято считать использование большого открытого пространства для богослужений. Традиционно Munanso Mayombe, располагалось на открытом воздухе в джунглях Congo. Священные алтари (Nganga), устанавливали в специальные углубления в корнях священных деревьев. И как росло дерево, так росло и Munanso, прирастая новыми членами и набирая силу. В классическом Palo Mayombe работа Ngangulero (жреца) в большей степени сосредоточена на взаимодействии с энергией Mpungo. Rama Mayombe имеет один основной «fundamento nganga» - Nsasi Siete Rayos, Mayombero имеют дело только с энергиями «Nfumbe» (мертвых), и они очень традиционны и консервативны. «La Batalla Saca Empenho», «Nsala Mayombe Ngando Sese», «Nsala Mayombe Ngando Batalla Congo» - является одними из самых известных ветвей этой ветви Palo Monte. Как правило эти дома не христианизированы.
Вокруг Rama Kimbisa, существует определенная путаница на грани с предубеждением. Большинство посвященных в эту Rama будут утверждать, что они представляют Kimbisa Santo Cristo Buen Viaje. Однако есть существенная разница между Kimbisa Santo Cristo Buen Viaje и Kimbisa.
Корни Kimbisa уходят в Королевство Loango, первое летописное упоминание о котором, как о сложившемся образовании относится к 1485 году. Оно было одним из самых старых и крупнейших королевств в своем регионе. Когда-то связанное с могущественным Королевством Congo, Королевство Loango было во власти Vili, народности Конго, которая мигрировала в прибрежный регион на протяжении всего 14-го века. В начале 15-го века Королевство Loango, становится независимым государством. Совместно с другими Королевствами Congo, Kakongo и N'Goyo, Cabinda того времени становится одним из самых важных торговых государств к северу от реки Конго. ManiKongo был королем Kongo, а Kimbisa был Nganga (Tata в кубинской терминологии) королевского двора в Королевстве Loango.
Rama Kimbisa Santo Cristo Buen Viaje была основана в 1863 году Andrés Facundo Cristo de los Dolores Mayombara Kimbisa Nuncatesia Petit, который будучи инициирован в различные направления афро-кубинских культов смог создать уникальный сплав знаний и практик черпающий мудрость из всех возможных источников. Зачастую, именно эту синкретичность вменяют в вину Kimbisa SCBV, ревнители чистоты традиции. Однако Андрес Петит, не был изобретателем, он скорее являлся кодификатором* существующих практик, которые ему удалось адаптировать под реалии современного мира. Исходное «La regla kimbiza» не было христианизировано.
Так же в пользу древности происхождения Kimbisa, помимо уже описанной выше истории Королевства Loango, говорит ее сильное сходство с Kimpasi – тайным религиозным обществом в Конго. Термины Kimbisa и Kimbisero, так же хорошо известны за пределами Кубы, например, на французских Антильских островах, написанные на французский манер – Quimbois и Quimboiseur, что еще раз косвенно подтверждает популярность этой Rama.
* - от лат. codex кодекс, и facere делать. Составляющий свод законов.
Меня зовут Дмитрий, мое имя в традиции Ifa Orisha - Awo Ifa Oma, в традиции Palo Monte - Tata Lucero Mundo.
Я исследователь, писатель, практик, имеющий инициации в различные мистические культы нашей планеты. Многие годы своей жизни я посвятил возрождению исконной веры славянских предков, входил в жреческий совет Московской славянской языческой общины (МСЯО). Занимался популяризацией идей славянского язычества. В конце 90-х, начале нулевых, неоднократно принимал участие в многочисленных этнографических экспедициях, где изучал наследие сибирских шаманов и деревенское чернокнижие.
В поисках «настоящей» непрерывной традиции, попал на остров Свободы - Кубу, где прошел жреческие инициации в культы Ifa Orisha и Palo Monte, став Awo ni Orunmila в традиции Ifa Orisha и Tata Nganga Ndibilongo в Regla Kimbisa SCBV.
Автор книг «Навий шлях» (2001) и «Kimbisa. Дорогами древних богов» (2023), а так же глава одного из старейших российских домов крусадо афро-кубинских традиций Ifa Orisha (Ile Olorun) и Palo Kimbisa (Munanaso Nsulu).