Чтобы понять, что такое Kalunga, необходимо обратиться истории племени Bantú. Широко известно, что в Congo было распространено несколько видов культов, утративших влияние и переставших впоследствии существовать по ряду социально-политических причин. Религия в Congo всегда носила политический характер. Она был связана с духами и королевской властью, основной функцией которой была забота о процветании королевства и Мира. Роль царя – была священной, и разница в подходах и трактовке вносила некоторую путаницу в политическую обстановку.
Один культ ассоциировал Nzambi (Nzambia), а другой Lukankansi (Lugambé) как высшее божество. Nzambi правил землей, и Lukankansi управлял небом. Третья сущность, называемая Kalunga, была связана с морем и миром тьмы, и также считалась верховным божеством пантеона Congo. И хотя Nzambi, Lukankansi и Kalunga были тремя основными божествами, регулирующими различные конкурирующие политические и религиозные группы, между ними не было коренных отличий и особой конкуренции. Остальные духи и силы, контролирующие те или иные аспекты бытия, находились под их управлением.
Когда европейские миссионеры прибыли в Congo, религиозное взаимодействие с конголезцами на первых порах протекало, как «Диалог глухих». Это объясняется тем, что символизм и структура обеих религий имели на первый взгляд некоторое сходство, наиболее ярко выраженных в лингвистических метафорах, которые они использовали. В результате христиане решили использовать термины, используемые конголезцами для именования их божеств и обсуждения религиозных вопросов. Таким образом, европейцы и Congo смогли говорить о религии и духовности, используя некий общий словарь или как минимум понятную обоим терминологию. Проблема заключалась в том, что Congo подразумевали под этой терминологией одно, а христиане совершенно другое.
Первые миссионеры связали Nzambi с христианским богом. Они приняли его как Бога, потому что пытались адаптировать идеологию христианства на существующую культурную иерархию. Эта религиозная экспансия происходит примерно в 1506 году, когда Manikongo (Rey Congo) Nzinga Mbemba становится христианином, приняв в крещении имя Alfonso I.
В диаспоре Nzambi сохранился, как «Праздный Бог», нечто-то вроде Бездействующего или Величественного Бога, находящегося на высоком и недостижимом уровне развития, что максимально отдаляло его от простого человека. Его имя обычно упоминалось, как правило, чтобы получить благословение, но в «Reglas de Palo Monte» он никогда не призывался так же, как и остальные Божества.
Под давлением христианства, Lukankansi со временем был демонизирован и как это не парадоксально - увязан с христиански Дьяволом. Так его корона высшего божества затерялась в анналах истории.
Из-за своей неразрывной связи с океаном Kalunga, в диаспоре был синкретизирован с йорубийскими Orisa Yemayá и Olokun. Что явилось предпосылкой для насильственной смены пола этого божества, из мужского аспекта он все чаще стал восприниматься как женская энергия.
Kalunga, так же известный, как Mama Kalunga, Baluande, Mpungo Kasimba, Mamá Umba, Mbúmba Mamba, Nkita Kiamasa, Nkita Kuna Mamba, Mare Lango, Muana Lango, Dandalunda, Mamá Lola, Siete Sayas и Madre de Agua – это сила, которая сегодня воспринимается как управляющая плодородием, материнством, морями и океанами и их богатствами.
Kalunga - mpungu, который управляет силой морей и соленых вод, являющийся одним из ликов Смерти*. Он символизирует смерть от утопления, удушья, самоубийства и печали (море сделано из слез), но также относится к Lango (Вода), которая является одним из четырех основных элементов материального творения Nsambi, как первоисточника жизни. Lango - это отрицательная, восприимчивая или женская энергия, берущая свой исток в lango kokonso - пресноводных потоках, увлажняющих и питающих Землю, которые контролирует Mariwanga (являющая другим негативным, восприимчивым и женственным элементом). Огонь и воздух - это позитивные, активные или мужские элементы, потому что они странствуют и оплодотворяют, а Вода и Земля, будучи более тяжелыми элементами, которые не могут свободно перемещаться, соотносятся с терпеливыми, принимающими, дающими всходы энергиями. Kalunga также включает в себя - воды падающие с неба (lango kumansulo), сок растений и амниотическую жидкость (околоплодные воды). Madre de Agua, в широком смысле, является совокупностью всех этих сил в тесной связи с Ngonda (олицетворение силы Луны). Ngonda – планета (звезда), которая оказывает влияние на приливы и отливы, урожай и поведение людей. По этой причине воды также символизируют человеческие эмоции и чувства, которые так же чувствительны к внешним воздействиям, как и вода к лунным фазам.
Вода, основной атрибут mpungu Kalunga, является источником жизни, который дарует и отнимает блага по его прихоти. Последователи религии Palo Monte, относятся к нему с большим уважением и избегают спровоцировать его гнев, так как он способен наслать на своих врагов бури и ураганы.
Baluande это имя, принятое в Kimbisa de Santo Cristo del Buen Viaje, для обозначения mpungu Kalunga, который, в свою бытность, был племенным богом народности Lunda (Ангола).
В обрядах Palo Monte, а так же в зависимости от Rama (в каждой Rama есть свои особенности), Kalunga интерпретируется, как само море, в то время как Baluande интерпретируется как дух или сила, регулирующая море, тем самым объединяя эти две сущности в одно Божество. Prenda этого Mpungo, обычно изготавливается в глиняном горшке и носит название «Madre de Agua».
Необходимо также отметить, что, не смотря на синкретичность (cruzado) традиций, существуют различия между Congo Palo и Yoruba Ocha, которые хорошо иллюстрирует известная пословица: «Palo имеет больше дел с мертвыми, чем с Ocha, в то время как Ocha общается больше с богами».
* Kalunga – смерть от утопления или удушья, один из семи ликов смерти, остальные шесть это: Kobayende - олицетворение болезней; Mariwanga - смерть от стихийных бедствий и колдовства; Nsasi - смерть от огня или электричества; Tiembla Tierra - смерть от самоубийства или безумия; Sarabanda - смерть от несчастных случаев, войн, преступлений и убийств; Chola Wengue - смерть от любви и в порыве страсти.
Меня зовут Дмитрий, мое имя в традиции Ifa Orisha - Awo Ifa Oma, в традиции Palo Monte - Tata Lucero Mundo.
Я исследователь, писатель, практик, имеющий инициации в различные мистические культы нашей планеты. Многие годы своей жизни я посвятил возрождению исконной веры славянских предков, входил в жреческий совет Московской славянской языческой общины (МСЯО). Занимался популяризацией идей славянского язычества. В конце 90-х, начале нулевых, неоднократно принимал участие в многочисленных этнографических экспедициях, где изучал наследие сибирских шаманов и деревенское чернокнижие.
В поисках «настоящей» непрерывной традиции, попал на остров Свободы - Кубу, где прошел жреческие инициации в культы Ifa Orisha и Palo Monte, став Awo ni Orunmila в традиции Ifa Orisha и Tata Nganga Ndibilongo в Regla Kimbisa SCBV.
Автор книг «Навий шлях» (2001) и «Kimbisa. Дорогами древних богов» (2023), а так же глава одного из старейших российских домов крусадо афро-кубинских традиций Ifa Orisha (Ile Olorun) и Palo Kimbisa (Munanaso Nsulu).