Прежде чем стать профессионалом, молодой awo проходит длительный и сложный процесс обучения, под надзором своего крестного, в ходе которого он изучает не только традиции и правила проведения ритуалов, но постигает шаг за шагом, скрытый смысл стихов и историй, которые содержит в себе каждое из odun Ifa. Исходя из правильной трактовки этих стихов, в процессе предсказания, священник рассказывает человеку о советах Orunmila способных изменить его судьбу. Для правильной трактовки нужны глубокие познания, но и их порой бывает недостаточно, так как в когнитивный процесс могут вкрадываться ошибки и разночтения. Именно об этих ошибках, на примере понимания фундаментальных понятий Ire и Osogbo, мы сегодня и поговорим подробнее…
Всё и вся подвержено изменениям в течение времени. Ifa Orisha, не исключение. Ifa – это живая традиция, а не застывшая, подобно мухе в янтаре, религиоведческая ретроспектива с фольклорным уклоном. Она так же трансформируется и развивается вместе с человеком и его познаниями об окружающем мире. Подобно многим другим аспектам, связанным с религией понятия Ire и Osogbo претерпели изменения в процессе транскультурной трансформации, не только в форме, произношении, но и в своем значении. Этот факт часто привносит «некоторые неточности» в процессе их трактовки.
Babalawo в своей практике чаще всего использует исходную терминологию на языке Yoruba, однако следует сразу оговориться, что Babalawo может произносить их и на родном для себя языке, ибо Eshú (божество проводник между Ifa, предсказателем и человеком для которого делается чтение) понимает все языки, так же подобная практика, позволяет избежать лишней путаницы в терминологии, что гарантирует более точное определение тех или иных аспектов текущей ситуации и судьбы человека в процессе предсказания.
Ire - основное значение, что вам не следует волноваться, так как нет очевидной перспективы опасности. Но каждое Ire, содержит в себе дополнение, из которого мы получаем более подробную информацию. Именно здесь зачастую таится опасность неверной трактовки.
Ire Aiku или Ire Ariku - это практически синонимы, и если мы проанализируем этимологию обоих слов, то получим следующее:
Ire Aiku частица «a», которой предшествует слово или имя в Yoruba, отрицает действие того, о чем она говорит, поэтому, если Iku означает СМЕРТЬ, то Aiku означает «нет смерти», что равносильно жизни и здоровью.
Ire Ariku состоит из трех слов, которые означают:
A = Отрицание
Ri = глагол «Смотреть» (как действие)
Iku = Смерть
Поэтому Ariku буквально означает «не вижу смерти».
Ire Isegun Ota: этот вид Ire следует разобрать более глубоко, так как именно с ним существует много заблуждений и ошибок. Некоторые трактуют его, как победу с помощью камней (святынь) Santo, что является ошибкой интерпретации, так как «Ota» это не камень, а «враг»; а камень - это «Okuta».
Если разобрать значение Isegun Ota, дословно по частям, то мы получим следующее:
Ise = Благословение (милость)
Gun = Побеждающая работа
Ota = Враг
То есть Isegun Ota дословно понимается, как «победа (преодоление) врагов или трудностей вызванных кознями врагов». Это Ire несет в качестве дополнения слово Kolañсadio которое означает:
Ko = Нет (отрицание)
Lañсa = Сила замедления (власть пут)
Dio = Действие
То есть трудности (козни врагов) будут преодолены незамедлительно.
И еще небольшой список:
Osogbo – основное значение, потенциальная опасность для человека. И если при определении Ire, в конечном счете, определение конкретного благословения не имеет особой критичности, то для Osogbo, это очень важно, так как дополнительная информация способна спасти жизнь человеку. Ниже мы приведем лишь небольшой список Osogbo, так как уместить даже самые распространенные в рамках одной статьи практически не возможно.
Ikú – этот термин дословно переводится как «смерть», но не обязательно означает скорую смерть человека, для которого проводится консультация, поскольку он определяется тем, что несет в себе конкретное Ikú.
Arun – дословно переводится как болезнь. В ходе чтения обязательно следует выяснить время прибытия (распространения), генез и возможности устранения (лечения) этого вида Osogbo.
Прочие виды Osogbo говорят о возможных трудностях в жизни человека. И тут как известно – «предупрежден, значит вооружен».
Меня зовут Дмитрий, мое имя в традиции Ifa Orisha - Awo Ifa Oma, в традиции Palo Monte - Tata Lucero Mundo.
Я исследователь, писатель, практик, имеющий инициации в различные мистические культы нашей планеты. Многие годы своей жизни я посвятил возрождению исконной веры славянских предков, входил в жреческий совет Московской славянской языческой общины (МСЯО). Занимался популяризацией идей славянского язычества. В конце 90-х, начале нулевых, неоднократно принимал участие в многочисленных этнографических экспедициях, где изучал наследие сибирских шаманов и деревенское чернокнижие.
В поисках «настоящей» непрерывной традиции, попал на остров Свободы - Кубу, где прошел жреческие инициации в культы Ifa Orisha и Palo Monte, став Awo ni Orunmila в традиции Ifa Orisha и Tata Nganga Ndibilongo в Regla Kimbisa SCBV.
Автор книг «Навий шлях» (2001) и «Kimbisa. Дорогами древних богов» (2023), а так же глава одного из старейших российских домов крусадо афро-кубинских традиций Ifa Orisha (Ile Olorun) и Palo Kimbisa (Munanaso Nsulu).