БЛОГ: Ifa Orisha


«Ikú lobi ocha» (Мертвый рождает Ориша)

«Ikú lobi ocha» (Мертвый рождает Ориша)

Культ почитания предков, является аксиальной первоосновой в ритуальной практике Ифа-Оча. В представлении Йоруба самым старшим из всех Еggun считается Ориша Oddúa, уровень его вибраций настолько высок, что он идет следом после Olofi.*

Согласно своду правил «La Regla de Ocha-Ifá» мы должны обслуживать Еggun (умерших) и просить у них позволения для всего, что собираемся делать. Еggun всегда едят первыми, даже прежде, чем Ориша Elegguá** и отдельно от всех Оrisha. В ритуальной практике мы как правило даем следующие подношение для Еggun: ataná (свечи), 9 кусочков obi (кокосовых орехов)***, omi tutu (свежую воду), otí (крепкий алкоголь), omi bona (кофе без сахара), achá (сигарный дым), ataré (гвинейский перец), также очень активно используется каскарилья (Оfún). Так же для Еggun могут преподноситься различные блюда (в том числе те которые покойный предпочитал при жизни), обязательным условием является отсутствие в них соли.

Алтарь Еggun всегда расположен за пределами жилого помещения (во дворе, желательно вблизи деревьев или канализации, так чтобы была хотя бы символическая связь с подземным миром). Размещается алтарь Еggun всегда в углу, внутри полукруга (иногда круг замыкается на стенах) с девятью поперечными линиями, сделанного из Оfún.

Внутри алтаря Еggun находится ikoko eggun (котел предков), atena Еggun (прямоугольная доска на которой начертаны odu всех умерших своей линии), la teja (черепица с нанесенными на нее знаками odu), bacuco (особый посох с девятью колокольчиками, которым стучат об пол поминая умерших).

Церемония начинается с чтения moyugba (особых молитв) в ходе которых жрец отщипывает небольшие кусочки от летра кокоса (которые будут использованы далее, как оракул obi) и кидает их внутрь круга.

По окончании чтения moyugba следует спросить у Еggun с помощью оракула obi, принимают ли они подношение и дают свое благословение. Если они дают свое согласие, следует спросить, в какое место его надо отнести. Это могут быть nigue (кустарник), ikún (помойка), ilé oké (холм), ilé oshún (река) и т.д.

Все кто присутствует на этой церемонии обязательно получает отметку с Оfún на своем лбу (рисуется строго снизу вверх), тем кто прошел церемонию Awofaka (Awo Ifa Okan) так же делают отметку на руке где одето llde (браслет) Orula.

___________________________________________
* Olofi - персонификация Божественности, причина и смысл бытия всех вещей. Он родился из самого себя. Он живет уединенно и очень редко нисходит в Мир. У него нет прямого общения ни с кем, но без его помощи ничего нельзя достичь. Если все ebbó работают через определенного Ориша, нужно хорошо понимать, что в итоге всё прибывает к Olofi и решается лишь благодаря его воле. Именно поэтому говорят: «ebbó дошёл до Olofi». Olofi создал Мир, создал Ориша, животных и людей. Именно он разделил полномочия между Ориша для того, чтобы были созданы все вещи, и именно поэтому говорят, что у него есть Секрет Создания.

** В одном патакин (священная история) рассказывается о том, что однажды Olofi сильно занемог, и здоровье его ухудшалось день ото дня, и он не мог дальше работать над созданием Земли. Все Ориша пытались помочь ему, но медицина не дала никакого результата. Когда Olofi было совсем уже плохо, к нему явилась мать юного Ориша Элегуа, сказав что ее сын приготовил напиток который излечит Olofi от его недуга. Olofi выпил зелье и сразу пошел на поправку. В благодарность он приказал остальным Ориша уступать первые плоды каждого приношения для Элегуа. С того момента Элегуа всегда ест первым и у него есть привилегии того, чтобы быть первым во всем. Без Элегуа не может открыться ни одна дверь, не может начаться не один путь. Он проводник. Без Него не могут быть доставлены жертвы для Ориша.

*** 9 - это число Еggun, и в этом отношении АКТ не индивидуальна, девятка это архитипичный числовой идентификатор принадлежности к загробному миру в самых разнообразных культурах, зачастую удаленных друг от друга на многие тысячи километров.



ОБО МНЕ

Всегда сложно писать о себе, но иногда нужно…

Меня зовут Дмитрий, мое имя в традиции Ifa Orisha - Awo Ifa Oma, в традиции Palo Monte - Tata Lucero Mundo.

Я исследователь, писатель, практик, имеющий инициации в различные мистические культы нашей планеты. Многие годы своей жизни я посвятил возрождению исконной веры славянских предков, входил в жреческий совет Московской славянской языческой общины (МСЯО). Занимался популяризацией идей славянского язычества. В конце 90-х, начале нулевых, неоднократно принимал участие в многочисленных этнографических экспедициях, где изучал наследие сибирских шаманов и деревенское чернокнижие.

В поисках «настоящей» непрерывной традиции, попал на остров Свободы - Кубу, где прошел жреческие инициации в культы Ifa Orisha и Palo Monte, став Awo ni Orunmila в традиции Ifa Orisha и Tata Nganga Ndibilongo в Regla Kimbisa SCBV.

Автор книг «Навий шлях» (2001) и «Kimbisa. Дорогами древних богов» (2023), а так же глава одного из старейших российских домов крусадо афро-кубинских традиций Ifa Orisha (Ile Olorun) и Palo Kimbisa (Munanaso Nsulu).