БЛОГ: Ifa Orisha


Aboru, Aboye, Abosise!

Aboru, Aboye, Abosise – является сокращением от йорубийского: Ki ebo fin, Ki ebo da, Ki ebo o se. Что переводится как: «Моя жертва будет сделана, Моя жертва будет принята, Моя жертва даст результат».

Это универсальное приветствие для всех Babalawo (священников Ifa), которое так же может быть использовано Babalorisa и Iyalorisa (жрецы Orisa), а так же всеми последователями традиции Ifa Orisa.

Согласно не писаным правилам, первым всегда здоровается самый младший в религиозной иерархии. Произнося приветствие: «Aboru, Aboye, Abosise!», он подразумевает формулу «Я признаю, Orunmila в вас!». На что более старший отвечает ему: «Ogbo ato, Abosise! Asure, Iwori Ofun!», что означает в переводе: «Живите долго, имея отличное здоровье и благословения от Iworiwofun!».

Iworiwofun – это оду Ifa, которое используется для благословения людей, так же как мы используем оду Osetura для благословений во время жертвоприношения.

Еще одной формой ответа на приветствие может быть: «Agbo ato, Ire O!» , что является сокращением от формулы: «A ya gbo, A ya to, Ire O!» - «Процветания, долголетия, и счастья вам!»

Вот как рассказывается в патакин (священной истории) о возникновении этого приветствия:

Давным-давно, случилось так, что Baba Orunmila, был ложно обвинен и вызван на суд Olodumare, чтобы ответить на шесть обвинений. Прежде чем идти во дворец, Orunmila провел предсказание, и ему было предписано принести в жертву обезьяну. Он исполнил все предписания. В ходе разбирательства, с него были сняты все обвинения. Спустя некоторое время у Orunmila родилось три сына. Первый был назван: FI-OBO-RU (обезьяна была использована для жертвоприношения); Второй был назван: FI-OBO-YE (обезьяна была использована, чтобы здравствовать); Третий получил имя: FI-OBO-SISE (обезьяна была использована, чтобы достичь цели). Однажды, случилось так, что Orunmila испытывал нужду в деньгах, и по предсказанию ему было предписано сделать большое жертвоприношение. Тогда он отправился к своим сыновьям. Первый сын (Iboru), дал ему 2000 раковин, второй сын (Iboye), так же дал ему 2000 раковин, и третий сын (Ibosise), также дал ему 2000 раковин. На эти деньги он купил петуха, голубя и другие вещи необходимые для ebo (жертвоприношения). После того как жертвоприношение было сделано, он устроил пир, на который было приглашено много людей. В ответ на их благодарность он сказал: «Не благодарите меня за это, благодарите Iboru, Iboye, Ibosise!»

В кубинской диаспоре укоренилась имена эта формула приветствия: «Iboru, Iboye, Iboshishe!», которая имеет, то же самое значение: «Жертва будет сделана, Жертва будет принята, Жертва даст результат». Однако для объяснения используется другая священная история:

Однажды Olofin, возомнивший себя превыше Ifa, решил проучить всех Babalawo, выставив их на смех. Для этого он придумал коварный план и приглашал в свой дворец поочередно разных священников. Когда они не могли дать ответ на его каверзный вопрос он велел стражникам вести их в тюрьму. Так продолжалось до тех пор, пока на свободе не остался только Orunmila. В тот день, когда он получил приглашение придти во дворец, в предсказании вышло что ему необходимо взять с собой в дорогу 3 adie (курицы) и owo (деньги). Исполнив предписание, он отправился в путь. По дороге он встретил девушку по имени Iboru, которая рубила дрова. Во время разговора, девушка впала в транс и сообщила Orunmila предостережение: «Будь осторожен! Тебя ждет ловушка! Кора бананового дерева не может родить!» Поблагодарив ее и дав ей курицу и немного денег Orunmila, пошел дальше. Дойдя до реки, он повстречал девушку по имени Iboya, которая стирала белье в реке. Во время разговора, девушка так же впала в транс и сообщила Orunmila предостережение: «Будь осторожен! Тебя ждет ловушка! Все твои дети схвачены и посажены в тюрьму!» Orunmila, так же отблагодарил ее, дав ей курицу и немного денег. После чего продолжил свой путь. Почти дойдя до дворца Olofin, он повстречал третью девушку по имени Iboshishe, которая рассказала ему, что Olofin хочет жениться на собственной дочери, желая сохранить чистоту царской крови. В благодарность за информацию, Orunmila, дал ей курицу и немного денег. Представ перед Olofin, он узнал, что его призвали, чтобы он сделал предсказание и провел работы, которые помогут родить женщине, избежав возможных проблем. Orunmila сказал, что нет необходимости делать предсказание и работы, так как во дворце нет никакой женщины, которая должна родить, а вместо нее в комнате лежит свернутая кора бананового дерева, которая не может никого родить! То о чем ты думаешь, это женитьба на собственной дочери! И то почему твои дела не идут хорошо, это из-за того что ты сомневаешься в силе Ifa и держишь моих детей под стражей! Пораженный Olofin, приказал выпустить из тюрьмы всех Babalawo и наградить Orunmila. Когда Orunmila, покидал дворец, Olofin сказал ему: «Mogdupue!» На что Orunmila, ответил, что с этого дня в память о трех женщинах, которые помогли ему избежать западни он всегда будет отвечать: «Iboru, Iboye, Iboshishe!»



ОБО МНЕ

Всегда сложно писать о себе, но иногда нужно…

Меня зовут Дмитрий, мое имя в традиции Ifa Orisha - Awo Ifa Oma, в традиции Palo Monte - Tata Lucero Mundo.

Я исследователь, писатель, практик, имеющий инициации в различные мистические культы нашей планеты. Многие годы своей жизни я посвятил возрождению исконной веры славянских предков, входил в жреческий совет Московской славянской языческой общины (МСЯО). Занимался популяризацией идей славянского язычества. В конце 90-х, начале нулевых, неоднократно принимал участие в многочисленных этнографических экспедициях, где изучал наследие сибирских шаманов и деревенское чернокнижие.

В поисках «настоящей» непрерывной традиции, попал на остров Свободы - Кубу, где прошел жреческие инициации в культы Ifa Orisha и Palo Monte, став Awo ni Orunmila в традиции Ifa Orisha и Tata Nganga Ndibilongo в Regla Kimbisa SCBV.

Автор книг «Навий шлях» (2001) и «Kimbisa. Дорогами древних богов» (2023), а так же глава одного из старейших российских домов крусадо афро-кубинских традиций Ifa Orisha (Ile Olorun) и Palo Kimbisa (Munanaso Nsulu).